От исламской философии к европейскому просвещению: влияние Ибн Рушда

Scientific article

Просмотры: 129 / Загрузок PDF: 123

Авторы

  • Бауыржан Ботакараев Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак Автор https://orcid.org/0000-0002-8164-8049
  • Фэриде Камалова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави Автор https://orcid.org/0000-0002-9660-0152
  • Акмоншак Усаинова Международный казахско-турецкий университет им. К.А. Ясави Автор https://orcid.org/0000-0002-2092-8733
  • Муратбек Мырзабеков Международный казахско-турецкий университет им. К.А. Ясави Автор https://orcid.org/0000-0003-0525-9831

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-151-2-25-36

Ключевые слова:

Ибн Рушд; Аристотель; схоластическая мысль; аверроизм; Возрождение; Просвещение; интеллектуальное откровение

Аннотация

В статье рассматривается влияние идей исламского философа Ибн Рушда (Аверроэса) на европейский интеллектуальный мир и его вклад в процесс просвещения. Ибн Рушд, своими интерпретациями трудов Аристотеля, сыграл важную роль в развитии философской и научной мысли как в исламском мире, так и в средневековой Европе. Его взгляды на связь разума и откровения, его защита независимости разума и его поддержка рационалистической эпистемологии приобрели популярность в западной мысли, особенно благодаря его трудам, переведенным на латынь в XII и XIII веках. Труды Ибн Рушда обсуждались такими мыслителями, как Фома Аквинский, Сигер Брабантский и Данте, что проложило путь к возникновению философского движения, известного как «аверроизм». Его рационалистические интерпретации сыграли важную роль в процессе, который привел к возникновению мысли эпохи Возрождения, а позднее и европейского просвещения. Кроме того, его идеи о том, что научное знание может сосуществовать, не вступая в противоречие с религиозным авторитетом, способствовали развитию современной светской мысли. В данном исследовании рассматривается исторический процесс перехода идей Ибн Рушда в западную философию и анализируется его влияние на науку, философию и теологию в Европе. Целью исследования также является раскрытие роли исламской философии в интеллектуальной трансформации Европы путем обсуждения влияния ее рационалистического наследия на философов эпохи Просвещения.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Бауыржан Ботакараев, Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак

    PhD, ассоциированный профессор, Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, кафедра религиоведении

  • Фэриде Камалова, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

    PhD, Международный казахско-турецкий университет им. К.А. Ясави, Факультет теологии, зав.кафедрой Религиоведение

  • Акмоншак Усаинова, Международный казахско-турецкий университет им. К.А. Ясави

    PhD, Международный казахско-турецкий университет им. К.А. Ясави, Факультет теологии, кафедра религиоведении

  • Муратбек Мырзабеков, Международный казахско-турецкий университет им. К.А. Ясави

    к.ф.н., Международный казахско-турецкий университет им. К.А. Ясави, Факультет теологии, кафедра религиоведении

Библиографические ссылки

Adamson, P. & Taylor R.C. (2007). İslam Felsefesine Giriş [Introduction to Islamic Philosophy] (Cüneyt Kaya, Trans). İstanbul: Hacitepe Yayinevi. [in Turkish]

Dag Nikolaus, Hasse (2007). Arabic Philosophy and Averroism. The Cambridge Companion to Renaissance Philosophy. James Hankins (Ed.). London: Cambridge.

Dag Nikolaus, Hasse (2009). Latin Averroes Translations of the First Half of the thirteenth century. [Electronic resource]. – Access mode: www.philosophie.uniwuerzburg.de/fileadmin/06010000/temp/Palermo30.06.09.pdf

Ibn Rushd (1875). Risalatun-Nafs (Gerard Gilham, Trans). Beirut.

Ibn Rushd (2004). Metaphysician sharqy (Muhitdin Majit, Trans). Istanbul: Litera yayincilik. [in Turkish]

İbn Rüşd (1992). Faslu’l-makâl, Felsefe-Din İlişkisi [Faslu’l-makâl, Philosophy-Religion Relationship] (Bekir Karlığa, Trans). İstanbul: Isaret. [in Turkish]

Karlığa, H. B. (1999). İbn Rüşd [Ibn Rushd]. İstanbul: TDV İslam Ansiklopedisi. [in Turkish]

Kutluer, İlhan (1996). İslam Düşüncesi Tarihi [History of Islamic Thought]. İstanbul: Insan. [in Turkish]

Macit, Fahri (1992). İslam Felsefesi Tarihi [History of Islamic Philosophy]. İstanbul: Nadim kitap. [in Turkish]

MacClintock, Stuart (1972). “Averroism”, The Encyclopedia of Philosophy. Paul Edwards (Ed.). (Vols. 1). Newyork, London.

Majid, Fakhry (2002). Averroes (Ibn Rushd): His Life, Works and Influence. London: Oxford.

Rosenthal, Franz (2007). Knowledge Triumphant: The Concept of Knowledge in Medieval Islam, 2. Leiden-Boston: Brill.

Sarıoglu, H. (2006). Ibn Rüsd Felsefesi [The Philosophy of Ibn Rüsd]. Istanbul: Klasik Yayınları. [in Turkish]

Sandybayev, Zh. & Abzhalov, S. (2021). The problem of "knowledge" and "faith" in Ibn Rushd's philosophy // Bulletin of KazNU, Religious Studies, 27(3), 4-11. [Electronic resource]: https://doi.org/10.26577//EJRS.2021.v27.i3.r1

Sarıoğlu, H. (2019). Ortaçağ felsefesi II [Medieval philosophy II.]. Eskişehir: Anadolu üniversitesi yayını, Açıköğretim fakültesi yayını. [in Turkish]

Seitakhmetova, N. & Turganbaeva, Zh. (2019). Inclusive Adaba humanism in the formation of person’s identity: from Ibn Rushd to Sardar. The world of man, Vol. 2, 80, 192-202.

Uludağ, S. (2004). İbn Rüşd, Hayatı-Eserleri-Görüşleri ve Felsefe-Din İlişkileri, Fasl’ul Makal el-Keşf an minhaci’l-edile [Ibn Rushd, His Life-Works-Opinions and Relations between Philosophy and Religion, Faslal-Maqal al-Kashf an minhaj al-edile.]. İstanbul: Dergâh Yayınları. [in Turkish]

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

От исламской философии к европейскому просвещению: влияние Ибн Рушда: Scientific article. (2025). JETE – JОURNAL OF PHILOSOPHY, RELIGIOUS AND CULTURAL STUDIES , 151(2), 25-36. https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-151-2-25-36

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.