Исламский теолог казахской степи и его религиозное наследие

Scientific article

Просмотры: 91 / Загрузок PDF: 58

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-151-2-126-138

Ключевые слова:

Ахмад аль-Жанди; исламская теология; религиозное образование; матуридийское вероучение; средневековый ислам; история ислама в Казахстане; религиозное наследие

Аннотация

В статье рассматривается жизнь и богословское наследие Ахмада аль-Жанди — выдающегося средневекового исламского ученого, жившего на территории казахской степи. Анализируется его вклад в развитие исламского права (фикх) и теологии (акыда), а также его роль в формировании системы религиозного образования в регионе. Как представитель матуридитской школы, Ахмад аль-Жанди сыграл важную роль в интерпретации и систематизации исламского вероучения. В статье проводится содержательный анализ его основных трудов, выявляется связь с классической исламской мыслью и оценивается актуальность его идей в контексте современного Казахстана. Отдельное внимание уделяется степени изученности его трудов в отечественном исламоведении и выдвигаются предложения для будущих научных исследований. Наследие Ахмада аль-Жанди сохраняет свою значимость в деле укрепления традиционных исламских ценностей, противодействия религиозному экстремизму и развития религиозного просвещения. Его труды требуют дальнейшего глубокого научного анализа.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Ардак Оразбаев, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилёва

    докторант 1 курса по образовательной программе «Религиоведение и теология» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва 

  • Ченгиз Томар, IRCICA, отдел научных исследований и публикаций

    PhD, профессор, руководитель отдела научных исследований и публикаций Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (IRCICA, Анкара, Турция). 

Библиографические ссылки

Derbisali, A. (2000). The History of Islam in Kazakhstan. Almaty: Dauir.

Nurtazina, R. (2004). The Development of Islamic Culture in Kazakhstan. Almaty: Gylym.

Akimkhanov, A. B., Frolov, A. A., Adilbaeyva, S. A., & Yerzhan, K. (2016). Principles of Abu Mansur al-Maturidi, Central Asian Islamic theologian preoccupied with the question of the relation between the iman/credo and the action in Islam. European Journal of Science and Theology, 12(6), 165–176.

Ali-Zade, A. A. (2010). Encyclopedia of Islam. Moscow: Vostochnaya Literatura.

Akhmetzhanova, G. (2021). The Formation and Development of Islamic Studies in Kazakhstan. Nur-Sultan: Institute of Scientific Research, Ministry of Education and Science of Kazakhstan.

Al-Nasafi, A. H. (2005). Al-Aqida an-Nasafiyya (The Foundations of Islamic Belief). Cairo: Al-Azhar Press.

Bekenov, T. (2017). Ahmad al-Jundi and Research on His Works. Almaty: Iman.

Çelebi, İ. (1998–1999). Klasik Bir Kelâm Problemi: Hüsün-Kubuh [A Classical Kalām Problem: Husn and Qubh]. Marmara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi, (16–17), 55–90.

Çelebi, İ. (1999). Hüsün ve Kubuh [Good and Evil]. İslam Ansiklopedisi, 19, 59–63.

Dossa, S. (2002). Islam and the West: The Morality and Political Economy of Islamic Reform. Canadian Review of Sociology, 39(4), 541–550.

Knysh, A. (2015). Sufism: A New History of Islamic Mysticism. Princeton: Princeton University Press.

Maturidi, A. M. (2003). Kitab at-Tawhid. Beirut: Dar al-Kutub al-Ilmiyyah.

Nasr, S. H. (2006). Islamic Science: An Illustrated Study. Bloomington: World Wisdom.

Suleimenov, A., & Absattarov, B. (2018). Islam and Traditional Values. Almaty: Kazakh University.

Zaripkhan, A. (2019). The Influence of Maturidi Aqida in Kazakhstan. Astana: Nur-Mubarak Publishing.

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

Исламский теолог казахской степи и его религиозное наследие: Scientific article. (2025). JETE – JОURNAL OF PHILOSOPHY, RELIGIOUS AND CULTURAL STUDIES , 151(2), 126-138. https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-151-2-126-138

Похожие статьи

1-10 из 28

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.