«САЯТ ҚОРА» («ОХОТНИЧИЙ ДОМ») ШАКАРИМА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА И СВОБОДЫ

Ғылыми мақала

Просмотры: 29 / Загрузок PDF: 39

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-152-3-19-36

Ключевые слова:

«Саят кора» («Охотничий дом»), экзистенциализм, тревога, одиночество, уединение, не утратить себя, свобода, ответственность, вечность, глобальные проблемы

Аннотация

В период своего духовного и интеллектуального расцвета Шакарим сознательно стремился к уединению, отдалившись от общественной суеты. Он обосновался в безлюдном горном ущелье, где построил «Саят қора» – место, ставшее символом его духовного поиска. Это было осознанное уединение от мира, выражение стремления к внутренней свободе и гармонии. Феномен уединения Шакарима до сих пор не получил достаточного философского осмысления в контексте казахской культурно-философской традиции. Подобно тому, как Ясная Поляна Льва Толстого и Жидебай Абая стали сакральными пространствами в истории русской и казахской культуры, «Саят қора» Шакарима также представляет собой особую духовную ценность. В этом пространстве нашли отражение его мировоззрение, личные искания и философская глубина. Шакарим – выдающийся мыслитель, классик казахской поэзии, историк и гуманист. Его судьба была крайне сложной. Осмысление феномена Шакарима через призму сакрального пространства «Саят қора» позволяет по-новому взглянуть на темы одиночества, свободы и духовной автономии, актуальные и в наши дни. Высота духа Шакарима вызывала тревогу у властей смутного времени. В статье поднимаются важные философские вопросы, связанные с его мировоззренческой позицией. Период рубежа XIX–XX веков стал временем масштабных общественных потрясений, и Шакарим, обладая высоким духовным потенциалом, открыто выступал как против царского режима, так и против советской власти. Его волновали судьбы человечества и собственного народа. В результате этих потрясений общество пришло к глубокой духовной и нравственной катастрофе, а самого Шакарима постигла трагическая участь. Шакарим мечтал о справедливом обществе и создал выдающееся философское произведение – «Үш анық» («Три истины») и этико-философское учение – «Ар білімі» («Наука совести»). В данной статье впервые предпринимается системный философский анализ ключевых аспектов его учения, особое внимание уделяется сакральному значению уединения, идеям свободы и справедливости.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Турдыкул Шанбай , Шакарим университет

    кандидат филологических наук, магистр философии, Шакарим университет

  • Ерлан Сыдыков, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

    доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Библиографические ссылки

«Self-Portrait» (1936), p.1950s, Out of My Later Years (1950). https://ru.citaty.net/tsitaty/646705-albert-einshtein-ia-zhivu-v-tom-uedinenii-kotoroe-stol-boleznenno-v/.

Абай (Ибраһим) Құнанбайұлы. (2002). Шығармаларының екі томдық толық жинағы. – Алматы: Жазушы. – Т.2.: Өлеңдер мен аудармалар. – 336 б.

Ахат Шәкәрімұлы. (2007). Естелік. Менің әкем, халық ұлы – Шәкәрім. Баспаға әзірлеген – Бейбіт Сапаралы. 145-243 беттер. / Кітапта: Шәкәрімтану мәселелері. Сериялық ғылыми жинақ. 1-т. – Алматы: Раритет. – 448 б. Құрастырушы Т. Шаңбай.

Бердяев Н. (2004). Философия свободы. – Москва, «Издательство АСТ». – 333 с.

Бичер-Стоу Гарриэт. (1908). Хижина дяди Тома (Бичер-Стоу; Анненская)/1908 (ВТ). О происхождении рабства и освобождении негров в Америке. (Перевод с английского и вступительная статья А. Н. Анненской. – С.-Петербург. Издание «Вятского товарищества». – 511 с.

Есім Ғ. (2008). Данышпан Шәкәрім. – Алматы: Атамұра. – 336 б.

Есім Ғ. (2024). Шәкәрімнің «Үш анық» фәлсапасы. 55-73 беттер. // Журналда: «Шәкәрім» ғылыми-танымдық журналы. 1 (45). – 135 б.

Звездкина Э.Ф. и др. (2004). Теория философии. – Москва: Издательство Эксмо. – 448 с.

Козлова О.В. (2003). Проблема свободы и объективации в философии Н.А. Бердяева. 282 с. // В книге: Историко-философский ежегодник / Институт философии. – Москва: Наука. – 371 с.

Құдайбердіұлы Ш. (2008). Шығармалары: Өлеңдері, дастандары. – Алматы: «Ел-шежіре». Т. 1. – 480 б.

Орынбеков Д. (2024). Родник по имени Шакарим. – Москва: Изд. «Восточный экспресс». – 352 с.

Рақымжанов Б.Қ. (2009). Шәкәрім дүниетанымы. Оқу құралы. – Қарағанды. «Санат» баспасы. – 164 б.

Сартр Ж.П. (2008). Картезианская свобода. – 19-219 бб. // Кітапта: 1. Сартр Ж.П. Проблемы метода. Статьи / Пер. с фр. В.П. Гайдамака. – Москва: Академический Проект. – 222 с.

Сыдықов Е. (2008). Шәкәрім. Эницклопедия. – Семей. – 864 б.

Хемингуэй Э. (1983). Речь при получении Нобелевской премии., «Марк Твен джорнэл», 1962 г. // Кітапта: Хемингуэй Э. Старый газетчик пишет… Худож. публицистика. Пер. с англ. / Предисл. и коммент. Б. Грибанова. – Москва, Прогресс. – 344 с.

Шәкәрім (1970). Сәбит Мұқановқа жазған хаты. 1931 ж. 3 ақпан. (Түпнұсқадан көшiрген Қазақ ССР Ғылым академиясы М.О.Әуезов атынд. Әдебиет және өнер инст-ның ғылыми қызметкерлерi: Ә. Нарымбетов; Қ. Мұхаметханов. 5.1. – 1970 ж.).

Шопенгауер А. (1992). Свобода воли и нравственность. / Общ. ред., сост., вступ. ст. А.А. Гусейнова и А. П. Скрипника. – М.: Республика. – 448 с.

Опубликован

2025-09-30

Как цитировать

«САЯТ ҚОРА» («ОХОТНИЧИЙ ДОМ») ШАКАРИМА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА И СВОБОДЫ: Ғылыми мақала. (2025). JETE – JОURNAL OF PHILOSOPHY, RELIGIOUS AND CULTURAL STUDIES , 152(3), 19-36. https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-152-3-19-36

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.