ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И СХОЛАСТИКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ОБМЕН
Scientific article
Просмотры: 46 / Загрузок PDF: 11DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-152-3-137-147Ключевые слова:
исламская философия, схоластика, Аристотель, Ибн РушдАннотация
Средневековье было важным периодом для развития исламской философии. Философские течения, возникшие в исламском мире в эту эпоху, внесли свой вклад не только в развитие исламских стран, но и интеллектуальное развитие Европы. В этом исследовании будут рассмотрены основные черты средневековой исламской философии и ее связи с европейской схоластической мыслью. Исламская философия сформировалась под влиянием древнегреческой философии и получила развитие благодаря переводу трудов Аристотеля и Платона на арабский язык. Такие философы, как Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, смогли внести свой вклад в области логики, метафизики и эпистемологии, систематизировав эту мысль. Академические центры, такие как «Дом мудрости», возникший в Багдаде, сыграли важную роль в распространении науки и философии.
Начиная с ХІІ века, европейская схоластика претерпела изменения благодаря философским и научным трудам исламского мира. Работа по переводу, проведенная в этот период в таких регионах, как Андалусия и Сицилия, позволила комментариям Ибн Рушда к Аристотелю достичь Европы и внесла свой вклад в формирование западной мысли. Один из философов-схоластов, Фома Аквинский, был впечатлен трудами Ибн Рушда и попытался построить христианскую теологию на рациональной основе. В этой статье влияние средневековой исламской философии на европейскую мысль и мировоззрение будет рассмотрено с историко-философской точки зрения, и внимание будет уделено важности интеллектуального взаимодействия двух цивилизаций.
Скачивания
Библиографические ссылки
Abdurrahman Badawi. (1954). Fontes sapientiae (‘Uyun al-Hikmah). Cairo. [in Arabic]
Askar, L. A., Atash, B. M., & Pernebekova, D. P. (2023). Creative ideas of Arabo-Muslim philosophers and their attitude to logic. The World of a Human, 4(98), 3–16. [in English]
Christel, H. (1985). Definition und Einleitung der Philosophie – Von der spaetantiken Einleitungs Literatur zur Arabischen Encyclopaedie. Bern and New York. [in English]
Dossett, R. D. (2014). The historical influence of classical Islam on Western humanistic education. International Journal of Social Science and Humanity, 4(2), 88–91. [in English]
Gahramanova, K. (2022). Spirit and consciousness concept of Al-Farabi. Al-Farabi, 80(4), 54–61. [in English]
Kairbekov, N. E. (2018). Philosophy of Islam during the reign of the Karakhanid dynasty. Bulletin of KazNU. Series of Philosophy, Cultural Studies and Political Science, 56(2), 83–89. [in English]
Lagunovskaya, E. A., & Kolyada, M. S. (2021). Islamic philosophy: History and genesis. Scientific Notes of Brest State Technical University: Humanities, 3, 141–146. [in English]
Mahdi, M. (1969). Kitab al–huruf. Beirut. [in Arabic]
Mahdi, M. S. (2001). Alfarabi and the foundation of Islamic philosophy. The University of Chicago Press. [in English]
Markov, A. V. (2019). European classical philosophy. Moscow: Publishing House AST. [in Russian]
Nurysheva, G. Zh., & Zhanykulov, N. O. (2018). Al-Ghazali's accusation of the philosophers of takfir and Al-Farabi. Bulletin of KazNU. Series of Philosophy, Cultural Studies and Political Science, 58(4), 115–120. [in English]
Seitakhmetova, N., & Zhandosova, Sh. (2016). Philosophy in the 21st century: A problematic perspective. The World of a Human, 3(69), 21–27. [in English]
Stroumsa, S. (1991). Al–Farabi and Maymonides on Christian philosophical tradition. Der Islam, 68(2), 264. [in English]
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Фэриде Камалова, Акмоншак Усаинова, Бауыржан Ботакараев, Асем Тастанова (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.




