ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА ТУРЕЦКО-ИСЛАМСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Scientific article
Просмотры: 51 / Загрузок PDF: 19DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-152-3-83-99Ключевые слова:
Ислам, Исламская наука, Турецко-исламская социология, Историческая критика, Религия, Социология религииАннотация
Турецко-исламская социология выступает как особая научная дисциплина, основанная на уникальном культурном и религиозном наследии турецкой и исламской цивилизаций. В отличие от западных социологических парадигм, доминирующих в мировой академической среде, эта область отражает синтез традиционных ценностей и современных социологических исследований. Её исторический путь охватывает социальные структуры Османской империи и реформы модернизации Турецкой республики, являясь постоянным диалогом между прошлым наследием и современностью. В центре турецко-исламской социологии — изучение формирования знаний, воспроизводства культуры и социальных функций религии. Эти элементы тесно связаны с внутренними динамиками общества, создавая как напряжённость, так и творческие синтезы, формирующие социальную жизнь. Эта дисциплина настаивает на критическом подходе к западным методологическим рамкам, выступая за уважение и интеграцию уникальных социальных, культурных и религиозных особенностей турецко-исламского контекста. В конечном счёте, турецко-исламская социология стремится объединить мудрость, унаследованную из истории, с меняющимися требованиями современного общества. Делая это, она не только сохраняет культурную идентичность, но и предоставляет глубокое понимание сложностей современной социальной жизни. Такой двойственный подход позволяет дисциплине внести нюансированный вклад в понимание общества, выходящий за рамки простого подражания западным моделям, и способствует формированию аутентичной и динамичной социологической перспективы.
Скачивания
Библиографические ссылки
Abdullatif Suphi Paşa. (2021). The key to Iber (E. Öztürk, Trans.). Ankara: Kafkas University Publications (Original work published ca. 14th century). [in English]
Abdullatif Suphi Paşa. (2022). The truths of words in Islamic history (E. Öztürk, Trans.). Ankara: Akademisyen Publications (Original work published ca. 19th century). [in English]
Alatas, S. F. (2014). Applying Ibn Khaldun: The Recovery of a Lost Tradition in Sociology. Routledge. [in English]
Al-Biruni, A. R. (1997). Verifying all that India has (T. Yazıcı, Trans.). Ankara: Türk Tarih Kurumu Yayınları (Original work published in the 11th century). [in English]
Arslantürk, Z., & Öztürk, E. (2022). The Tradition of Social Thinking in Turkish Islamic Intellectual History and the National-Constructivist Turkish Sociology. Ankara: Ertem Publications. [in English]
Farabi. (1990). Political regime (M. Kaya, Trans.). Istanbul: Klasik Yayınları (Original work published ca. 10th century). [in English]
Farabi. (1990). The virtuous city (A. Arslan, Trans.). Ankara: Culture and Tourism Ministry Publications (Original work published ca. 942). [in English]
Giddens, A. (1976). New Rules of Sociological Method. Hutchinson. [in English]
Ibn Khaldun. (2002). The introduction (S. Uludağ, Trans.). Istanbul: Türkiye İş Bankası Kültür Yayınları (Original work published 1377). [in English]
Ibn Miskawayh. (1985). The refinement of character (A. Şener, Trans.). Ankara: Kültür ve Turizm Bakanlığı Yayınları (Original work published ca. 11th century). [in English]
Ibn Sina. (2000). The book of healing (H. Arslan, Trans.). Ankara: Kültür ve Turizm Bakanlığı Yayınları (Original work published ca. 1020). [in English]
Nisbet, R. (1967). The Sociological Tradition. Basic Books. [in English]
Öztürk, E. (2017). Muslihiddin Adil Taylan’s views on society and religion; Gece Kitaplığı.
Rosenthal, F. (1958). The Muqaddimah: An Introduction to History (Transl. from the Arabic of Ibn Khaldun). Princeton University Press. [in English]
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Эмине Озтюрк, Нурал Савджи (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.




