Характер и значение проблемы хусун (добра) и кубух (зла) в учении имама Матуриди
Scientific article
Просмотры: 178 / Загрузок PDF: 57DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-151-2-75-95Ключевые слова:
Матуриди, хусун, кубух, Вера, разум, хикмет, справедливость, этика, судьба, теологияАннотация
Каламические размышления и доктринальные положения имама Матуриди играют важную роль в систематизации основ вероучения. В своих трудах «Тавилат Аль-Коран» и «Китаб ат-Таухид» великий мыслитель подробно анализировал ключевые вопросы и концепции важные для исламского общества, включая знание и мудрость, единиство Аллаха, загробную жизнь, а также принципы хусун и кубух. В данной статье рассматриваются методологические основы понятий хусун и кубух в воззрениях имама Матуриди, а также их роль и значение в исламской философии. Кроме того исследуются теологияческие основания этих понятий и их место в системе этических ценностей. Взаимосвязь разума и откровения, являющаяся основой матуридиского учения, объясняется в рамках данной концепции. В этом контексте анализируются лингвистические и научные определения хусун и кубух, их религиозные и философские характеристики, их познание разумом, а также обсуждение этих понятий среди различных каламитский школ. Исследуется роль данной концепции в формировании и развитии этических категорий в исламском мировоззрении. Кроме того, взгляды имама Матуриди сравниваются с учениями ашаритов и мутазилитов, выявляются общие аспекты и отличия. Также рассматривается трактовка хусун и кубух в казахском интеллектуальном наследии, включая воззрения Абая, Шакарима и Машхура Жусупа.
Скачивания
Библиографические ссылки
Akimkhanov, A. B., Frolov, A. A., Adilbaeyva, S. A., & Yerzhan, K. (2016). Principles of Abu Mansur al-Maturidi, Central Asian Islamic theologian preoccupied with the question of the relation between the iman/credo and the action in Islam. European Journal of Science and Theology, 12(6), 165–176.
Çelebi, İlyas. (1998-1999). Klasik Bir Kelâm Problemi: Hüsün-Kubuh [A Classical Kalām Problem: Husn and Qubh]. Marmara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi. Sayı:16-17, - s. 55-90.
Çelebi, İlyas. (1999). “Hüsün ve Kubuh” [Good and Evil]. İslam Ansiklopedisi. c. 19, - ss. 59-63.
Ekiz, Recep. (2010). İmam Mâturîdî’ye göre Hüsün ve Kubuh [Husn and Qubh According to Imam al-Māturīdī]. Basılmamış Yüksek Lisans Tezi. – Sivas: Cumhuriyet Üniversitesi SBE. – s. 146.
Erdoğan, Mehmet. (2005). Fıkıh ve Hukuk Terimleri Sözlüğü [Dictionary of Fiqh and Legal Terms]. – İstanbul: Ensar Neşriyat, 2005. – s. 450.
Güvenkaya, İkra. (2021). Ebü’l-Muîn en-Nesefî’nin Hüsün-Kubuh Anlayışı [Abū al-Mu‘īn al-Nasafī’s Understanding of Husn and Qubh]. Basılmamış Yüksek Lisans Tezi. – Kırıkkale: Kırıkkale Üniversitesi SBE. – s. 136.
İbn Manzur Abu’l-Fadl Cemaluddin Muhammed İbn Mukerrem. (1990) Lisanu’l Arab, “hsn”, “kbh” [Arabic Language Dictionary “ḥ-s-n” and “q-b-ḥ”], Beirut, IV, s. 980.
İbnu’l-Jauzi. (1984). Nuzhetu’l-A’yun [The Delight of the Eyes]. nashr. M. Abduikarim Kazım er-Razi, Beirut, 1404/1984, - s. 590.
Jurjani, Sayyid Sharif. (1925). At-Tarifat [The Definitions]. nashr. İbrahim al- Abyari, Daru’l- Kutubu’l- Arabi, “hsn”, “kbh”, Beirut. – s. 1200.
Jurjani, Sayyid Sharif. (1938) Kitâbu’t-Tarifat [The Book of Definitions], Kahire. – s. 500.
Kazanç, Fethi Kerim. (2020). Ebü’l-Mu’în en-Nesefî’nin Kelâmî Düşünce Sisteminde İnsan Görüşü [The Concept of Human in Abū al-Muʿīn al-Nasafī’s Theological Thought System]. Ondokuz Mayıs Üniversitesi İlâhiyat Fakültesi Dergisi, Sayı: 48, (Haziran) 2020, ss. 51-95. https://doi.org/10.17120/omuifd.725680
Kenzhetayev D.T., Nurmatov Zh.Y., Myrzabekov M.M. (2024). The Features of Maturidi Doctrine and its Impact on Kazakh Culture. HIKMET. №1 (2). – Б. 5–18. https://doi.org/10.47526/3007-8598-2024.2-05
Razi, Fahreddin. (2002). Kelâm’a Giriş (el-Muhassal) [Introduction to Kalām (al-Muḥaṣṣal)]. çev. Hüseyin Atay, T.C. Kültür Bakanlığı Yayınları, Ankara, - s. 600.
Sabuni, Nûreddin. (2015) Mâtüridiyye Akâidi (el-Bidâye fi Usûlid-Dîn) [The Doctrine of the Māturīdiyya (al-Bidāya fī Uṣūl al-Dīn)]. çev. Bekir Topaloğlu, Marmara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Vakfı Yayınları, İstanbul, - s. 500.
Sami, Şemsettin. (1898). “s-v-e”, Kâmus-ı Türkî [“s-v-e” Turkish Dictionary], İkdam Matbaası, I. Cilt.- s. 900.
Yeprem, M. Saim. (1997). İrade Hürriyeti Ve İmam Mâturîdî [Freedom of Will and Imam al-Māturīdī]. İFAV, İstanbul. - s. 97.
Maturidi, Abu Mansur. (2020). Tawhid Kitaby [The Book of Divine Unity]. Nur-sultan: Muftyat baspasy. - 572 b.
Esim G. (2002). Hakim Abai [Sage Abai]. – Astana: Foliant. - 400 b.
Kenzhetayev D.T. (2007). Kozha Ahmet Yasawi Filosofiyasi jane turki dunietanymy tarihindagi orny [The Philosophy of Khoja Ahmed Yasawi and His Role in the History of Turkic Worldview]. Filos. gil.dok. gilimi darejesin alu ushin dayindalgan dissertatsiya. - Almaty. – 259 b.
Kopeiuly M. (2003). Kop tomdyk shigarmalar jinagi [Multi-Volume Collection of Works]. 1-tom. qurastirgan Zhusipov E. -Almaty: Alash. – 440 b.
Kunanbaev A. (1961). Shigarmalarinin bir tomdik jinagi [Single-Volume Collection of Works]. – Almaty: «Qazmemkoradbas». – 692 b.
Shakarim. (2000). Imanym [My Faith]. – Almaty: «Arys» baspasy, - 321 b.
Ybyrai S. (2021). Zharim adamnan tolik adamga [From a Half-Person to a Whole Human Being]. – Nur-Sultan: Alashorda. – 258 b.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Мұхит Төлегенов , Жахангир Нурматов , Турганбай Абдрасилов (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.




