THE NONHUMAN TURN: ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Научная статья
Просмотры: 129 / Загрузок PDF: 65DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-151-2-37-59Ключевые слова:
nonhuman turn, «нечеловеческое», философия животных, экофеминизм, колониализм, этика, феминистский новый материализм, постгуманизм, экологияАннотация
В статье рассматриваются различные подходы, связанные с переосмыслением роли человека и нечеловеческого в современном мире, объединенные понятием the nonhuman turn. Формирование этой новой области междисциплинарных критических исследований тесно связано с такими философскими направлениями, как объектно-ориентированная онтология, постгуманизм и материализм. Этот подход стремится раздвинуть границы традиционной эпистемологии, опирающейся на антропоцентризм. Речь идет о деконструкции дуалистических оппозиций «человек/нечеловек» и «субъект/объект». Поэтому ключевой вопрос заключается в том, как нечеловеческие агенты, такие как животные, геофизические процессы, технологии, материальные системы, взаимодействуют с людьми и формируют реальность. При этом границы между человеком и нечеловеческим подвергаются сомнению и оспариваются. Однако, в nonhuman turn речь идет не о замене человека постчеловеком, а признание роли нечеловеческих сущностей как активных участников в мире. В этом контексте исследуется, как нечеловеческие сущности формируют новую этическую и философскую перспективу. Кроме того, такие темы, как угнетения, расизм, сексизм также вписываются в логику поворота к нечеловеческому. Эти идеи представлены в экофеминизме, новом материализме, в направлениях Animal Studies, которые скорее представляют нечеловеческое как объект озабоченности, как проблему, заслуживающую внимания. Обращаясь к идеям этого поворота, авторы оставляют открытыми вопросы, насколько далеко мы готовы пойти в расширении эпистемологии в оптике агентности нечеловеческого, учитывая, что современная эпоха требует более инклюзивного понимания мира.
Скачивания
Библиографические ссылки
Adams, C. J., & Gruen, L. (Eds.). (2021). Ecofeminism: Feminist intersections with other animals and the earth. Bloomsbury Publishing USA.
Ahuja, N. (2009). Postcolonial critique in a multispecies world. PMLA, 124(2), 556–563. URL: https://doi.org/10.1632/pmla.2009.124.2.556
Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. – М.: Росспэн, 1998. – 415 с.
Butler, J. (2009). Frames of war. NY: Verso.
Casselot, M. A. (2016). Ecofeminist echoes in new materialism? PhaenEx, 11(1), 73–96.
Derrida, J. (2006). L’animal que donc je suis (M.-L. Mallet, Éд.). Paris: Galilée.
Деррида Ж. Животное, которым я следовательно являюсь // Социология власти. – 2019. – Т. 31, № 3. – С. 220–275.
Directive 2010/63/EU of the European Parliament and of the Council of 22 September 2010 on the protection of animals used for scientific purposes. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2010:276:0033:0079:EN:PDF (accessed: 10.09.2024)
Donovan, J. (1990). Animal rights and feminist theory. Signs, 15(2), 350–375.
Encyclopædia Britannica. Speciesism. URL: https://www.britannica.com/topic/speciesism (accessed:05.03.2025)
Grondin, J. (2007). Derrida et la question de l’animal. Cités, (2), 31–39. URL:https://doi.org/10.3917/cite.030.0031
Grusin, R. (Ed.). (2015). The Nonhuman Turn. University of Minnesota Press.
http://www.jstor.org/stable/10.5749/j.ctt13x1mj0
Haraway, D. J. (1991). A cyborg manifesto. In Simians, cyborgs, and women (pp. 149–181). NY: Routledge.
Harris, M. (2003). Colored pictures: Race and representation. University of North Carolina Press.
Harvey, D. (1997). The condition of postmodernity. Cambridge, MA: Blackwell.
Латур Б. Наука в действии: Следуя за учеными и инженерами внутри общества. – СПб.: Изд-во Европейского университета, 2013. – 414 с.
Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. – М.: Litres, 2022. – 384 с.
Massumi, B. (1995). The Autonomy of Affect. Cultural Critique, 31, 83–109 URL: https://doi.org/10.2307/1354446
Massumi, B. (2014). What animals teach us about politics. Duke University Press.
Мортон Т. Стать экологичным. – М.: Ad Marginem, 2019. – 240 с..
Morton, T. (2015). They are here. In R. Grusin (Ed.), The nonhuman turn (pp. 167–192). University of Minnesota Press. URL: http://www.jstor.org/stable/10.5749/j.ctt13x1mj0.10
Muzur, A., Rinčić, I. Fritz Jahr (1895–1953) — the man who invented bioethics. Synthesis philosophica, 51, 2011. 133–139 рр. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/14440839.pdf (accessed: 10.02.2025)
Painter, N. I. (2010). The history of White people. NY: W.W. Norton & Co.
Regan, T. A case for animal rights. In M. W. Fox & L. D. Mickley (Eds.), Advances in animal welfare science 1986/87 (pp. 179–189). Washington, DC: The Humane Society of the United States. URL:https://www.wellbeingintlstudiesrepository.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1003&context=acwp_awap (accessed: 10.03.2025)
Russell, W. M. S., Burch, R. L. (1959). The principles of humane experimental technique. Methuen. URL: https://caat.jhsph.edu/the-principles-of-humane-experimental-technique/ (accessed: 09.10.2024)
Sedgwick, E. K., & Frank, A. (1995). Shame in the cybernetic fold. Critical Inquiry, 21(2), 496–522.
Sheldon, R. (2015). Form / Matter / Chora: Object-oriented ontology and feminist new materialism. In R. Grusin (Ed.), The nonhuman turn (pp. 193–222). University of Minnesota Press. URL: http://www.jstor.org/stable/10.5749/j.ctt13x1mj0.11
Singer, P. (1993). Practical ethics (2nd ed.). Cambridge University Press.
Singer, P. (2023). Animal Liberation Now: The Definitive Classic Renewed. Harper Perennial.
Сингер П. Освобождение животных. – М.: Синдбад, 2021. – 448 с.
Sofoulis, Z. (2015). The cyborg, its Manifesto and their relevance today: Some reflections. Platform: Journal of Media and Communication, 6(2), 8–15. URL: https://doi.org/10.25595/115
Спиноза Б. Этика. – М.: РИПОЛ классик, 2020. – 396 с.
Тимофеева О. Что нас ждет за поворотом к нечеловеческому? // Новое литературное обозрение. – 2019. – № 4. – С. 26–34.
The New York Declaration on Animal Consciousness. (2024). URL: https://sites.google.com/nyu.edu/nydeclaration/declaration
Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Культура и этика. – М.: Республика, 1992. – С. 304–327.
Швейцер А. Философия и движение в защиту животных // Этическая мысль. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 154–159.
Штегер, Ф. Европейская концепция биоэтики Фрица Яра (1895–1953) и возможности её применения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskaya-kontseptsiya-bioetiki-fritsa-yara-1895-1953-i-vozmozhnosti-ee-primeneniya (дата обращения: 10.04.2025)
Загрузки
Опубликован
Заявление о доступности данных
В данном исследовании использовались источники, представленные в списке литературы. Они имеются в открытом доступе на разных сайтах.
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Улболсын Сандыбаева, Даметкен Толгамбаева (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.




