Философия для детей: глобальное движение, направленное на формирование навыков практико-философского мышления

Ғылыми мақала

Просмотры: 202 / Загрузок PDF: 78

Авторы

  • Гульхан Нурадин Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати Автор https://orcid.org/0000-0003-4067-9831
  • Улбосын Кыякбаева Казахский национальный педагогический университет им. Абая Автор
  • Асия Аккулиева Казахский национальный университет им. Аль-Фараби Автор https://orcid.org/0000-0001-6050-7389
  • Дина Кульбаева Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати Автор https://orcid.org/0000-0001-6126-4905

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-151-2-60-74

Ключевые слова:

философия для детей; философия детства; tabula rasa; философская педагогика; бифокальная и мультифокальная; практическая философия

Аннотация

Для детей, которые на протяжении веков доказывали, что они развивают навыки критического и творческого мышления посредством чтения и письма, и стали свидетелями стремительного изменения парадигм, важно сделать рассуждение доступным через философию. Современные дети не только способны заниматься философией, но и нуждаются в ней. Одаренные дети - залог прогресса общества и интеллектуального инвестиционного капитала государства. Служебная система сферы среднего образования недостаточна для быстрого освоения и развития передовых технологий, зато есть потребность в пропаганде, поддержке, расширении кругозора и мировоззрения детей, логическом мышлении и доказательстве своих мыслей. Каждый шаг на государственном уровне осуществляется за счет будущих поколений, философия для детей позволяет участвовать в этом деле, определять потребность ребенка в себе. "Если ты умный, то почему ты бедный?" американский принцип гарантирует, что интеллект является гарантом богатства. "Америка - это американцы, которые делают все!" в основе популярной поговорки лежит проблема сознания поколений. Знакомство молодых казахстанцев с философией в раннем возрасте должно считаться сознательным поступком для общества.

Статья основана на особенностях и эффективности стратегических и программных документов в области защиты, воспитания и образования детей, а также на научных публикациях мировых университетов, создающих и практикующих программу «Философия для детей».

Авторы статьи призывают к углубленному изучению проблемы содействия развитию у ребенка методов управления рядом препятствий с рациональным использованием навыков «мышления», «изучения», «дифференциации» путем оптимизации сложных научных методов философии.

ифференциации» ребенка путем оптимизации сложных научных методов философии.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Гульхан Нурадин, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати

    ассоциированный профессор (доцент), кандидат философских наук, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, ассоциированный профессор кафедры философии и политологии

  • Улбосын Кыякбаева , Казахский национальный педагогический университет им. Абая

    Казахский национальный педагогический университет им. Абая, заведующий кафедрой «Дошкольное образование и социальная педагогика», 

  • Асия Аккулиева , Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

    докторант кафедры «Философия» Казахского национального университета им. Аль-Фараби, магистр философии

  • Дина Кульбаева, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати

    Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, заведующая кафедрой «Философия и политология», 

Библиографические ссылки

Бержанов Қ., Мусин С. Педагогика тарихы (қысқаша курс). – Алматы: «Мектеп», 1971. – 242 б.

Петрова В.П., Хасанов М.Ш., Джаамбаева Б.А. Философия. Оқулық. – Алматы, 2011. -145 б.

Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 75-319.

Gibbs, P. Key Thinkers in Education. Matthew Lipman and Ann Margaret Sharp. Philosophy for Children’s Educational Revolution. Springer Briefs on Key Thinkers in Education. ISBN 978-3-031-24147-5 https://doi.org/10.1007/978-3-031-24148-2

Worley P. Corrupting Youth: History and Principles of Philosophical Enquiry. Vol. 1. London, 2021.

Юлина Н.С. Философия для детей: обучение навыкам разумного мышления. М., 2005.

Smith, Sir William (1898). Cornish, F. Warre (ed.). A Concise Dictionary of Greek and Roman Antiquities. London: Spottiswoode and Co. 829 p.

Нұрадин Г.Б. Практикалық философия «Философия» пәні бойынша философиялық емес және қоғамдық-гуманитарлық бағыттағы білім беру бағдарламаларының оқытушылары мен студенттеріне арналған оқу құралы. – Алматы ЖШС Лантар Трейд, 2021 – 234 б.

Болотов А.Т. Детская философия. Петрополис 2012. - 854 с.

Goupil, L., & Proust, J. (2023). Curiosity as a metacognitive feeling. Cognition, 231. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2022.105325

ҚыдыршаевА.С, ӘжіғалиевМ.Қ., ҚажымоваҚ.Р., ҚыдыршаевО.А., МәліковаМ.М. Шешендік дәстүр – ұлттық рухани құндылық тұнбасы // БҚУ Хабаршысы. №3(83). -2021. -56-68 бб. DOI 10.37238/1680-0761.2021.83(3).8

Исаева Ұ. (2014). Оқшы ата мазаратындағы тарихи тұлғалар. Қазақстан тарихы (әдістемелік журнал). №8. 17-23 бб.

Lipman, M. 1988. Philosophy goes to school. Philadelphia: Temple University Press.

Дауталиев К.Н. Институт отправления правосудия «бала би» в раннем возрасте в традиционном казахском праве // Право и государство: теория и практика. 2013. № 7(103) . -129-134.

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

Философия для детей: глобальное движение, направленное на формирование навыков практико-философского мышления: Ғылыми мақала. (2025). JETE – JОURNAL OF PHILOSOPHY, RELIGIOUS AND CULTURAL STUDIES , 151(2), 60-74. https://doi.org/10.32523/3080-1281-2025-151-2-60-74

Похожие статьи

1-10 из 38

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.